Подготовка специалистов по уходу

В последние годы в России активно идет реформа долговременного ухода, предусматривающая модернизацию существующей модели помощи тем людям, у которых значительный дефицит самообслуживания и которые в той или иной степени нуждаются в постоянной помощи.

С чем связано проведение этой реформы? Причин много, главная из них – увеличение количества лиц пожилого возраста, нуждающихся в постоянном ассистировании, наблюдении и зачастую в уходе. Но реформа затрагивает не только пожилое население, но и лиц детского возраста, лиц трудоспособного возраста, поскольку эти две категории так же потенциальные потребители услуг долговременного ухода в случае инвалидизации, потери трудоспособности, травматизациии и ряда других медицинских и социальных причин.

Кто такие специалисты по уходу?

Главной боевой единицей в уходе за любым пациентом становится специалист по уходу. Для нашей страны данная специальность достаточно новая и поле деятельности специалистов по уходу, а так же правовое поле работы и объем выполняемых услуг в настоящее время обсуждается на уровне федеральных органов исполнительной власти.

Кто же такой специалист по уходу? Это специалист, работающий с людьми, у которых выявлен дефицит самообслуживания. Специалист по уходу помогает выполнять те функции, которые человек сам выполнить не может, либо содействует в выполнении этих функций:

  • Осуществление гигиенических мероприятий (включая переодевание);
  • Помощь в принятии пищи либо кормление;
  • Помощь в перемещении в пространстве (в пределах квартиры, дома и за пределами территории проживания);
  • Помощь в реализации социальных потребностей: общение, организация досуга;
  • Помощь в быту: приготовление пищи, уборка, запись к врачу и т.д.

В сферу деятельности специалиста по уходу так же входит функция наблюдения за состоянием здоровья, помощь в раскладывании лекарственных препаратов, оказание первой доврачебной помощи в случае необходимости.

Как видно, функций более чем достаточно, все они направлены на одно: помощь нуждающемуся. И эта помощь должна быть грамотная, профессиональная и своевременная.

Почему важно готовить специалистов по уходу?

Требования времени и новой системы долговременного ухода предполагают наличие подготовленного специалиста, владеющего всеми необходимыми методиками и манипуляциями.

Не секрет, что ранее в сферу ухода шли люди, которые не смогли найти свое место на рынке труда, либо без образования, потому что требований к уровню подготовки данного рода специалистов не было. В условиях сегодняшнего времени все иначе. Грамотный уход – это не просто гигиенические мероприятия, это сложный многоступенчатый подход. Специалист по уходу должен обладать следующими компетенциями: оценить степень зависимости, определить степень собственных вмешательств. Так же необходимо ориентироваться в объеме помощи в уходе. Маломобильный человек должен быть правильно перемещен, с учетом его состояния, веса, имеющихся патологий, ограничивающих мобильность. К людям с разными степенями зависимости применяются разные методики кормления и разные способы помощи в осуществлении гигиены. Эти способы тоже нужно знать и понимать, когда и каким способом пользоваться.

Все эти знания невозможно получить самостоятельно. Слишком много нюансов, которые должны быть разобраны и отработаны до того, как специалист по уходу выйдет на работу с живыми людьми.

Отсюда вытекает потребность в обучении специалистов по уходу. Обучение должно включать не просто манипуляционные навыки, но и методы осмотра, первичной доврачебной диагностики состояния здоровья, диагностику функционального состояния. В образовательную программу для помощников по уходу должен обязательно быть включен блок по психологии общения с пожилыми людьми, должны быть разобраны ситуационные задачи с разбором наиболее часто встречающихся ошибок.

Существующая система подготовки специалистов по уходу и их правовой статус.

В настоящее время федерального государственного образовательного стандарта по подготовке специалистов по уходу не существует. Т.е. формально на уровне государства не определен перечень дисциплин, навыков и умений, которым специалист по уходу должен обучаться.

Но, с другой стороны, Приказом Минтруда России от 30.07.2018 N 507н «Об утверждении профессионального стандарта «Сиделка (помощник по уходу)» определен перечень функциональных обязанностей и компетенций, которые специалист по уходу должен выполнять. Т.е. получается своего рода замкнутый круг, перечень обязанностей есть, а вот образовательных стандартов нет.

Но отрасль не стоит на месте, строительство системы долговременного ухода идет полным ходом и несмотря на пробелы в законодательной базе потребность в специалистах растет с каждым днем. Многие организации, работающие в сфере долговременного ухода, пошли своим путем и разработали собственные программы обучения, отвечающие их требованиям. Именно по ним и ведется обучение будущих специалистов по уходу. Насколько качественные и актуальные такие программы подготовки сказать сложно, комплексный анализ данных программ никто не проводил.

Формально любой желающий может пойти на обучение и, закончив, получить документ, но вот насколько качественным будет обучение сказать сложно.

Особенности подготовки специалистов по уходу.

Не стоит забывать, что обучение в сфере ухода является специфичным, до этого в России не практиковавшимся феноменом. В целом можно выделить следующие особенности в обучении специалистов по уходу:

  • Возрастная категория обучающихся старше 50 лет;
  • Низкая мотивация к обучению;
  • Недостаток качественно подготовленных преподавателей в области ухода;
  • Отсутствие у образовательных учреждений клинической базы для практической части обучения.

Модели подготовки специалистов по уходу и объем знаний.

В настоящее время наиболее популярная модель обучения специалистов по уходу – это так называемые фронтальные лекции. Т.е. слушателей собирают в общей аудитории и начитывают лекционный материал, одновременно демонстрируя часть лекции на экране в виде презентаций. Данная модель является морально устаревшей, поскольку не выполняет главной функции образования – подготовки будущего специалиста к реальным условиям труда.

Другая модель подготовки специалистов встречается реже, но является наиболее приемлемой в условиях динамичного развития системы долговременного ухода. Это модульное обучение с симуляциями. В этой модели обучения весь курс помощника по уходу разбит на модули. Каждый модель – отдельная тема (или несколько тем). Теоретический материал пересекается с практическими занятиями с использованием симуляционных технологий: манекены для отработки практических навыков, воссоздание условий пребывания пациента (дом, стационарное учреждение). Данная модель обучения готовит слушателей к реалиям, в которых им предстоит работать, раскрывает уже имеющиеся навыки работы и выявляет лиц, которые в силу тех или иных причин не смогут полноценно оказывать услуги специалиста по уходу.

В любом случае подготовка специалистов по уходу процесс многоступенчатый и для нашей страны новый. Существует много аспектов и нюансов, на которые нужно обратить внимание: образовательные программы, учебные базы, преподавательский состав. Поле деятельности в данном направлении очень большое и его значение очень важно для развития всей отрасли долговременного ухода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Полезные ссылки

Все права защищены; 2024 Обучение
error: Content is protected !!