Психологические аспекты ухода за пациентами

«Одно из условий выздоровления — желание выздороветь.»

Луций Анней Сенека

 римский философ-стоик,

поэт и государственный деятель.

Где же взять пациенту это желание выздороветь? Медики убеждены, что люди рождаются и живут с желанием не заболеть, а если заболевают, то непременно стремятся выздороветь. К сожалению, так происходит далеко не всегда.

Психология человека такова, что способна заставить «болеть тело», разумеется неосознанно, чтобы человека больше любили, сопереживали ему, повышая таким образом его значимость. Иногда люди получают очевидную выгоду от болезни и подсознательно не готовы излечиться и потерять все это внимание.

Всем людям, которые сопровождают пациентов с тем или иным заболеванием, будь то медики или родственники, необходимо помнить о биологических факторах психического состояния и поведения человека. Считаете ли вы возможным злиться или обижаться на странное поведение человека с диагнозом шизофрения? Это риторический вопрос. Негативно реагировать на  неадекватное психическое состояние пациента с любым другим диагнозом так же непрофессионально, потому что три системы в организме неразрывно связаны (нервная, иммунная и гормональная) и этот союз позволяет не только эмоциональному состоянию влиять на болезнь, но и болезни влиять на эмоциональное состояние. Понимая и учитывая вышесказанное,  можно грамотно купировать негативные эмоции пациента, и сделать это максимально эффективно, эмоционально не вовлекаясь. Честно говоря, мне не нравится слово «уход» в названии моей статьи и обычно, на семинарах с медицинскими работниками, я стараюсь его не использовать, но сейчас написала именно так не случайно. Давайте изменим этот термин на термин «забота», психологические аспекты заботы о пациентах. Сразу теплее как-то и «пациент» в этом контексте становится живым человеком.

Вот именно об этом должен помнить персонал, совершая, казалось бы, простые действия по сохранению здоровья, улучшению качества жизни и комфорта. Нельзя забывать о том, что пациент – это личность, целая вселенная со своим прошлым опытом и настоящими потребностями быть значимым и уважаемым.

Пациент не жалуется родственникам на приветливых медсестер и внимательных докторов, сам гасит агрессивный настрой близких людей, что сокращает количество жалоб на учреждение и помогает персоналу комфортно работать.

Как же правильно настроиться на заботу о пациенте, не забывая о том, что уход и питание, как процессы имеют свои алгоритмы и закономерности?

  1. Запомните: вы не просто персонал, который осуществляет определенную механическую деятельность (лечение, процедуры, питание, гигиена и пр.), вы – консультанты. Ваш позитивный профессиональный настрой на работу влияет на формирование внутренней картины болезни пациента, от которой зависит очень многое, в том числе и прогноз.
  2. Перед тем как подходить к пациенту, поднимите себе и своим коллегам настроение: расскажите веселую историю, улыбнитесь, поддержите уставших и подбодрите опечаленных.
  3. Работайте в команде (лечащий врач, психолог, медсестра, младшая медсестра, родственник, пациент). Не берите на себя без веских причин обязанности тех, кто их должен выполнять. Это не исключает помощь друг другу, но исключает переутомление. Всегда спрашивайте друг у друга, как прошел день, делитесь знаниями и впечатлениями со всеми участниками команды.
  4. Если работа перестала приносить удовлетворение и команда не является ресурсной, поднимите этот вопрос на собраниях, обратитесь к руководителям с просьбой пригласить психолога для проведения обучающих мероприятий, которые помогут сплотить команду и настроить ее на работу.
  5. Решайте свои проблемы. Человек, который трудится в помогающих профессиях и, например, страдает депрессией, не только не помогает клиентам, но и вредит себе. Поэтому, если чувствуете, что Ваши проблемы стали для Вас тяжким бременем, найдите доверенное лицо (психолога или психотерапевта) и отработайте с ним все, что мешает вам полноценно жить.

Подводя итог, можно сказать, что в «помогающей» среде не может и не должен работать каждый желающий человек без специальной подготовки, так как немало случаев эмоционального выгорания среди специалистов и волонтеров не прошедших обучение. .

В современном обществе значимость психолога, который работает с сотрудниками в медицине или в другой «помогающей» сфере резко возросла и лично я надеюсь, что скоро эти специалисты появятся во всех заинтересованных в них учреждениях.

Я желаю Вам осознанности и гармонии, только так Вы сможете восстанавливаться, накапливать энергию и делится ей со своими коллегами и клиентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Полезные ссылки

Все права защищены; 2024 Обучение
error: Content is protected !!